Роль игрушек в развитии ребенка

Роль игрушек в развитии ребенка

Чтобы ребенок правильно и гармонично развивался, ему необходимы правильное питание, гигиена, общение с окружающим миром. С первых дней жизни в этом крохе помогают игрушки. При их грамотном выборе можно совместить приятное с полезным: использовать как средство развлечения и приобщить ребенка к окружающему миру, показать разницу в формах, цветах и текстурах предметов.

Сюжетные игрушки

Посредством таких предметов малыш учится общению, разыгрывает бытовые жизненные ситуации. К сюжетным (образным) игрушкам относятся:

  • куклы;
  • фигурки животных;
  • кукольная мебель;
  • посуда;
  • предметы домашнего обихода.

Главную роль здесь играет кукла, которая становится своеобразным одушевленным персонажем. Ребенок с ней разговаривает, «воспитывает», одевает, кормит, выводит на прогулку, разговаривает с ней, порой доверяя секреты. У многих малышей есть любимые образные игрушки, изображающие животных, – зайчик, медвежонок, собачка. Ребята их кормят, заботятся о них, купают, лечат, укладывают спать.

Отдельного внимания заслуживают театральные игрушки, с помощью которых можно разыгрывать сценки, показывать кукольные спектакли: Буратино, Петрушка, Мальвина. Они служат целям эстетического воспитания, развития воображения и речи.

Технические и строительные игрушки

Такие предметы развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, творческое мышление. В детскую жизнь все больше входят:

  • конструкторы;
  • транспорт;
  • наборы для строительства;
  • геометрические фигуры;
  • технические агрегаты.

Музыкальные и забавные игрушки

В основе этих предметов лежит неожиданность, сюрприз. Ребятам нравится их собственная первая реакция на выскакивающего из шкатулки зайца, который тут же начинает бить в барабан, или звучание музыкальных инструментов – дудочки, пианино, балалайки. Они не только развивают музыкальный слух и помогают понять, есть ли у ребенка желание и предрасположенность заниматься музыкой. Их назначение – еще и позабавить, вызвать улыбку, радость.

Дидактические игры

С их помощью дети узнают цвета, формы, размеры предметов. Такие игры воспитывают целеустремленность, желание завершить начатую работу, развивают мелкую ручную моторику.

Ребята с удовольствием собирают и разбирают матрешку, складывают детали мозаики и пазлов, играют в лото.

Спортивно-моторные предметы

Не всегда ребенок способен усидеть за столом или в комнате, занимаясь домашними играми. Для развития двигательной активности, координации движений, ориентировки в пространстве изобретены самокаты, велосипеды, детские педальные автомобили, тракторы, мотоциклы, роликовые коньки.

Выбор игрушек

Приобретая игрушки для своих чад, некоторые родители не задумываются об их педагогической целесообразности. Большое количество игрушек не порадует ребенка, он с легкостью сломает или потеряет игрушку, зная, что взамен купят другую.

Не подходят для развития малыша и однотипные игрушки – куклы, машины и т. п. рассортируйте их, уберите однородные, а через некоторое время достаньте и обыграйте их появление вместе с ребенком.

Если в семье несколько детей, у них должны быть как общие игрушки, так и индивидуальные. При выборе общих постарайтесь сделать так, чтобы они были одинаково интересны для всех, и вовлекайте их в совместные игры.

Контролируйте, чтобы у каждой игрушки были свои места, разделите их по зонам (поможет методика Монтессори):

  • математическая;
  • языковая;
  • практическая;
  • сенсорная;
  • физического развития.

Подходите к покупке игрушек осознанно, выбирайте лучшие, в соответствии с возрастом малыша. И пусть они не только развлекают, но и воспитывают.